© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

Триумфальная колонна: явление в истории

Автор статьи: Васильев Андрей Владимирович

К.и.н., доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ, старший преподаватель Центра социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО.

Колонна как простейший элемент стоечно-балочной конструкции здания возникала в различных древних культурах, например, у хеттов база колонны могла быть выполнена в виде одного или двух животных в технике горельефа. Колонна стала стержневым элементом архитектурного ордера в древней Греции, и особо следует упомянуть о медной колонне (или, вернее, треножнике) в форме трех переплетенных змей, которая была установлена греками, одержавшими победу над персами в битве при Платеях в 479 г. до н. э., в Дельфах, о чем упоминает «отец истории» Геродот. Этот памятник был перенесен в Константинополь в IV в. н. э. и до сих пор располагается на месте ипподрома Константинополя. Монумент, посвященный не победе в битве, а богу Аполлону, тем не менее можно назвать предшественником триумфальных колонн.

Возникновение традиции установки колонны в рамках коммеморации значимого военно-политического события чаще всего связывается с древним Римом, и это не случайно. В Риме практикам и памятникам, связанным с войной, придавалось особое значение. Овидий в «Фастах» упоминает так называемую columna bellica перед храмом богини войны Беллоны у Карментальских ворот, возведенную в начале III в. до н. э. Сервий в «Комментариях к Энеиде» упоминает, что при объявлении войны один из жрецов с вершины колонны бросал копье в участок земли, который символизировал неприятельскую территорию. Подобным образом римляне объявляли войну вплоть до времен империи. Плиний Старший в «Естественной истории» пишет, что в 338 г. до н. э. в честь победы консула Гая Мения над латинами была установлена колонна со статуей полководца на вершине. Колонна эта, скорее всего, находилась на Римском форуме у Туллиевой тюрьмы, однако следов ее не сохранилось. Светоний упоминает, что после смерти и сожжения тела Гая Юлия Цезаря на форуме была воздвигнута цельная колонна из нумидийского мрамора почти в двадцать футов вышиной с надписью «отцу отечества», однако она до нашего времени также не сохранилась.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

С упомянутым Мением связаны истоки и другой традиции: Плиний пишет, что Гай Мений украсил ораторскую трибуну на форуме рострами с шести кораблей, захваченных у вольсков при Анциуме. Традиция увековечения морских побед при помощи установки колонн, украшенных рострами (от лат. rostrum — носовая часть корабля), восходит к III в. до н. э. Античные авторы упоминают о двух ростральных колоннах, возведенных Гаем Дуилием в ознаменование морской победы над карфагенянами у мыса Милы в 260 г. до н. э., украшенных рострами, снятыми с карфагенских кораблей. Одна из колонн была украшена надписью, которая тщательно сохранялась, была обнаружена в 1565 г. и до сих пор хранится в Капитолийских музеях в Риме.

Наиболее знамениты римские триумфальные колонны, которые были созданы уже в императорскую эпоху. Первое место среди них занимает колонна римского императора Траяна, установленная в 113 г. н. э. в ознаменование завоевания Дакии на созданном по его распоряжению форуме, последнем и самом значительном из императорских форумов древнего Рима. Колонна Траяна, состоящая из 29 блоков мрамора из древнеримского города Луна, достигает 30 метров в высоту, вместе с пьедесталом — 35, а посвятительная надпись указывает, что ее высота равна высоте холма, который пришлось срыть для возведения одноименного форума. Многофигурный барельеф 23 раза опоясывает колонну и содержит свыше 2600 фигур в 155 сценах, иллюстрирующих основные события многолетнего противостояния римлян и даков. Колонна стала местом погребения императора и его жены Плотины — дверь с юго-восточной стороны вела в погребальную камеру, где находилась золотая урна с пеплом императора. Отсюда по спиральной лестнице можно было подняться на самый верх колонны, увенчанной золотой статуей императора (в 1588 г. римский папа Сикст V велел заменить ее на статую апостола Петра). Колонна Траяна стала отправной точкой для многочисленных повторений уже в римское время. Наиболее яркий пример — сохранившаяся колонна Марка Аврелия, воздвигнутая между 176 и 192 гг. в память о войне с германскими и сарматскими племенами. И высота колонны, и винтовая лестница внутри, ведущая на вершину, и статуя императора, и опоясывающий рельеф — все это аллюзии на предыдущий подобный памятник.

Воссоздание утраченных или даже возведение нереализованных монументов, несомненно, должно служить делу сохранения исторической памяти.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

В конце III в. н. э. после восьмимесячной осады император Диоклетиан, овладев египетской Александрией и жестоко наказав ее жителей за измену, решил увековечить свою победу триумфальной колонной. Единственная триумфальная колонна римских времен за пределами Рима и Константинополя во времена крестоносцев была ошибочно связана с римским полководцем Помпеем и до сих пор носит название «Помпеева колонна». Монумент находится на руинах древнего храма Серапеума и достигает высоты в 26,85 м. Надпись на колонне увековечивала римского императора как «бога-хранителя города Александрия».

Когда Константин Великий перенес столицу Римской империи в Константинополь, сюда перешла и традиция установки триумфальных колонн. Первый христианский император воздвиг на собственном форуме в новой столице колонну, торжественно освященную в 330 г. н. э., которая символизировала перенос на новое место центра империи, а в ее архитектуре отразилось смешение языческих и христианских символов. На вершине была установлена золотая статуя Константина. В конце IV в. н. э. была воздвигнута колонна Феодосия Великого, императора, утвердившего христианство в качестве государственной религии империи, поводом к установке стали победы императора во Фракии над готами. Впоследствии колонна была повреждена землетрясением и окончательно снесена в 1719 г. по приказу султана Ахмеда III. От многих античных триумфальных колонн сохранились лишь пьедесталы (как, например, колонна Антонина Пия в Риме и колонна Аркадия в Константинополе). До нашего времени сохранились колонна императора Маркиана, воздвигнутая в середине V в. н. э. в Константинополе, и колонна императора Фоки, воздвигнутая на Римском форуме в 608 г. н. э. Характерным явлением было разрушение триумфальных колонн по инициативе новых завоевателей. Так, турки-османы разрушили колонну византийского императора Юстиниана, установленную в 543 г. н. э.

В Средние века традиция установки триумфальных колонн надолго замерла, поскольку воспринималась как языческая, хотя иногда такие монументы возводились в ознаменование избавления от эпидемии или иных событий. Одним из таких памятников стала колонна высотой 61,57 м, установленная в центре Лондона в 1671-1677 гг. архитектором Кристофером Реном (иногда ее именуют «Колонной Рена») в память о Великом Лондонском пожаре 1666 г.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

Триумфальные колонны снова стали возводить в Западной Европе только в XVIII-XIX вв., что было связано с возрождением интереса к памятникам античной культуры. Наиболее известная из западноевропейских колонн Нового времени — Вандомская колонна Наполеона Бонапарта в Париже, воздвигнутая 1 января 1806 г. в подражание Траяновой колонне в Риме в ознаменование побед, одержанных французской армией в 1805 г. В 1871 г., во времена Парижской Коммуны, колонна была полностью снесена, но спустя еще 4 года при Третьей республике восстановлена на том же месте. Другой знаковый монумент — Колонна Победы в Берлине, построенная в 1864-1873 гг. как национальный памятник объединительным войнам Германии.

В России первый триумфальный памятник в форме колонны был задуман Петром I в начале 1721 г. с приближением долгожданного мира со Швецией после долгой и победоносной Северной войны. Петр I не был в Италии и не видел колонну Траяна, однако без сомнений знал и о ней, и о других подобных памятниках: в его личной библиотеке было немало книг об архитектуре. Однако при жизни Петра колонна не была возведена, а с приходом к власти Анны Иоанновны интерес двора к петровскому Триумфальному столпу угас. Неоконченные барельефы в 1735 г. были сданы в Академию наук. Идея Петра I реализуется только сейчас, в XXI веке.

В Екатерининском парке Царского Села по проекту архитектора А. Ринальди была воздвигнута Морейская колонна — памятник в честь побед русских войск над турецкими на полуострове Морея в Средиземном море в 1770 г. Отметим, что упомянутый в памятной надписи на колонне «бригадир Ганнибал» приходился двоюродным дедом А. С. Пушкина. В марте 1777 г. в Царском Селе недалеко от Гатчинских ворот была также установлена Крымская колонна в память о победах русских войск в Крыму во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Возникшая в Риме традиция установки ростральных колонн также прекрасно известна петербуржцам: в 1770 г. по проекту А. Ринальди на островке в центре Царскосельского пруда была установлена мраморная Чесменская ростральная колонна в честь победы русского флота над турецким при Чесме, а в 1810-1817 гг. на стрелке Васильевского острова появились ростральные колонны, созданные по проекту Ж. Ф. Тома де Томона и А. Захарова в 1810-1817 гг.

Самая высокая в мире монолитная колонна из гранита — Александровская, памятник Александру I и победе над наполеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 г., воздвигнутая в 1834 г. по проекту Огюста Монферрана — возводилась по образцу колонны Траяна в Риме (общая высота — 47,5 м). Отметим, что и здесь предпринимались попытки «переписать историю»: у большевиков возник план заменить ангела на вершине колонны на изваяние В. И. Ленина 10-метровой величины, однако по разным причинам замена не состоялась.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

Вандомская колонна Наполеона Бонапарта

Наиболее известная из западноевропейских колонн Нового времени — Вандомская колонна Наполеона Бонапарта в Париже, воздвигнутая 1 января 1806 г. в подражание Траяновой колонне в Риме.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2025

12 октября 1886 г. рядом с Троицким собором лейб-гвардии Измайловского полка была торжественно открыта Колонна Славы в ознаменование победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Колонна, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек и увенчанная фигурой Славы, была разобрана в январе 1930 г. и полностью воссоздана в конце августа 2005 г. по инициативе и по проекту Зураба Церетели.


В XX веке памятники в виде колонн продолжали возводиться, но утратили персонифицированный характер: подобные монументы уже не увенчивались скульптурой главы государства или полководца и являлись символом не победы, а скорее того или иного значимого исторического события. Это, например, памятник в виде колонны «Ангел Независимости», построенный в центре Мехико в 1910 г. в ознаменование столетия начала войны за независимость Мексики, или Колонна Победы в Бронксе, установленная в 1933 г. в память о местных военнослужащих.

Традиция возведения триумфальных колонн связана с увековечиванием побед и их закреплением в исторической памяти. Попытки «переписывания истории» предпринимались в самых разных исторических реалиях и по самым разным поводам. И воссоздание утраченных или даже возведение нереализованных монументов, несомненно, должно служить делу сохранения исторической памяти.

Что почитать по теме:

  1. Ковалев С. И. История древнего Рима/ Под. ред. проф. Э.Д. Фролова. — СПб.: Полигон, 2002.
  2. Шуази О. Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до романской архитектуры. — М.: АСТ, 2019.
  3. Санкт-Петербург от А до Я. Триумфальные арки и колонны. Авт.-сост. А. И. Фролов. — СПб.: Издательство «Глагол», 2006.
  4. Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб., 2010.
  5. Любин Д. В. Александровская колонна. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013.